К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Е. А. Колмогорова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • С. А. Бочкарева Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • Е. Ф. Вычужанина Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-36-46

Ключевые слова:

гармонизация интересов, персонал, мотивация, стимулирование

Аннотация

В статье озвучиваются проблемы множественности подходов к построению системы стимулирования работников с позиций экономики труда, психологии и управления. Проводится анализ содержательной характеристики категории стимулирования персонала, применяемого авторами в научной литературе, и для составления целостной картины области исследования анализируются категории стимулирования труда и мотивации. В ходе теоретического анализа выявлено, что не существует единого подхода к трактовке понятия «стимулирование», зачастую заменяемого на категорию «мотивация». Предложен перечень факторов, оказывающих стимулирующее и мотивирующее воздействие на трудовую деятельность. Выделены особенности мотивирующих стимулов применительно к специфике деятельности организации дополнительного образования. Выявлено, что для стимулирования персонала организации дополнительного образования повышение социального статуса и видение перспектив личностного развития может служить элементом мотивации и должно способствовать развитию профессиональных компетенций. Баланс совпадения интересов личности и организации заложен в предложенную концепцию механизма стимулирования персонала организации дополнительного образования. Сформирован перечень мотивирующих факторов для построения системы стимулирования персонала, и на его основе проведено исследование среди 36 работников организации дополнительного образования. Выявлено, что наряду с традиционными эффективными стимулами (денежное вознаграждение по результатам труда, комфортные условия труда, льготы, благодарности, награды, безопасность), для работников организации дополнительного образования важно ощущать причастность к работодателю и возможность самореализации и саморазвития. В результате проведенного исследования предложены три группы психологических, социальных и нематериальных стимулов как основы обобщенной модели стимулирования персонала организации дополнительного образования, базирующейся на гармонизации интересов субъектов исследования: личности и организации.

Биографии авторов

Е. А. Колмогорова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

магистрант, кафедра менеджмента

С. А. Бочкарева, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент, кафедра менеджмента

Е. Ф. Вычужанина, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента

Библиографические ссылки

Пергун О. В. Методика определения индивидуальных показателей результативности научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Краснодар: Юг, 2016. 12 с.

Трутт А. В. Использование методики оценки эффективности деятельности персонала в алгоритме разработки оптимальной стратегии управления человеческими ресурсами // Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 5 (59). С. 20-26. EDN: WFJMXN

Попова К. А. Стимулирование как механизм распределения ресурсов организации или почему в регионах России система стимулирования неэффективна? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 1 (31).

Курбатова М. В., Каган Е. С., Апарина Р. Ф. Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 122-133.

Пергун О. В. Факторы, определяющие эффективность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Мир образования - образование в мире. 2016. № 1 (61). С. 259-265. EDN: XVPFZF

Перминова О. М., Устинова Н. П., Трефилова Е. А. Наставничество в образовательном учреждении высшего образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29, № 3. С. 84-90.

Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Стимулирование через мотивацию профессиональной деятельности педагогов как функция управления образовательным учреждением // Иннов. 2018. № 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/stimulirovanie-cherez-motivatsiyu-p/ (дата обращения: 12.12.2023).

Вычужанина Е. Ф., Гумерова Л. Д. Маркетинг в социальных сетях как эффективный инструмент цифрового маркетинга для продвижения услуг образовательного учреждения // Восточно-Европейский научный вестник. 2021. Т. 71. № 7. С. 14-17. EDN: SXOVKU

Перминова О. М. Управление конкурентоспособностью государственного вуза на основе формирования его инновационно-образовательного потенциала: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. 188 с. ISBN 978-5-7526-0425-6. EDN: PGAOGS

Перминова О. М. Формирование стимулирующей модели оплаты труда // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. 2005. № 4. С. 40-42.

Полевая М. В. Особенности управления работниками поколения Z // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 8. С. 59-64.

Матюнина Д. И. Мотивация персонала организации. Основные теории мотивации // Образование, наука, производство: сб. тр. конф. Белгород, 2015. С. 396-399. EDN: VNPMRV

Пондо Е. А. К вопросу о социально-психологических особенностях дистанционных работников // Самоуправление. 2019. Вып. 4 (117). Т. 2. С. 265-268. EDN: RIXMYN

Nientied P., Toska M. Motivation of Knowledge Workers - the Case of Albania // Organizacija. 2019. Vol. 52. Issue 1. Pp. 33-45. DOI: 10.2478/orga-2019-0004

Андрухович Е. Н., Лашукевич Д. А. Мотивация поведения потребителей на примере теории мотивации Марка Мак-Гира // Научные стремления. 2015. № 16. С. 14-16. EDN: WAEFRB

Балашов Ю. К., Коваль А. Г. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия. 2002. № 7. URL: https://hr-portal.ru/article/motivaciya-i-stimulirovanie-personala-osnovy-postroeniya-sistemy-stimulirovaniya (дата обращения: 16.01.2024).

Мазур А. В. Стимулирование труда: понятие, сущность и особенности стимулирования труда различных категорий персонала предприятия // Вестник ИЭАУ. 2019. № 25. С. 9. EDN: AHRKAP

Афонцев С. А. Стимулирование труда и стимулирование занятости в современной России: экономико-политическая перспектива // Экономическая история: ежегодник. [Вып. 3]: 2001 / Отв. ред. Л. И. Бородкин, Ю. А. Петров. Москва: РОССПЭН, 2002. С. 526-550.

Гармонников И. С. Особенности применения методов мотивации в рамках личной, групповой и корпоративной мотивации // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. № 6-1. С. 81-84. EDN: VCXECR

Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. Москва: ГроссМедиа, 2005. 224 с. ISBN 5-476-00097-6

Загрузки

Опубликован

08.04.2024

Как цитировать

Колмогорова, Е. А., Бочкарева, С. А., & Вычужанина, Е. Ф. (2024). К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(1), 36–46. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-36-46

Выпуск

Раздел

Статьи