ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

Авторы

  • Н. Г. Соколова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • О. В. Титова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-76-87

Ключевые слова:

классификация интернет-магазинов, интернет-магазин, виды электронной коммерции, электронная коммерция, цифровая трансформация бизнеса

Аннотация

В статье рассматривается вопрос управления организацией в контексте цифровой трансформации бизнеса. Подчеркивается актуальность процесса поиска и оптимизации методов и инструментов цифровой трансформации, что особенно ярко проявляется в сфере электронной коммерции. Приводится обзор рынка электронной коммерции, выделяются его лидеры. На основе анализа структуры и особенностей развития мирового и национального рынков электронной коммерции выделены три их категории: «крупные и зрелые», «догоняющие» и «рынки выжидания». Рассмотрены в динамике показатели объема мировой электронной торговли и динамика объема продаж российского рынка электронной коммерции. Уточнено понятие «электронная коммерция», выделены положительные и отрицательные стороны развития электронной коммерции. В зависимости от типов субъектов, инициирующих взаимодействие, зафиксированы виды информационно-экономического взаимодействия или виды электронной коммерции. Отмечается, что информационно-коммуникационные технологии способствуют организации и оптимизации ряда бизнес-процессов, которые являются основой электронной коммерции: электронного обмена данных, электронной торговли и маркетинга, формирования информационно-аналитических систем организации. Делается акцент на том, что с точки зрения маркетинга одной из интереснейших составляющих электронной коммерции, ее торговой платформой являются интернет-магазины. Дается определение понятия «интернет-магазин». Путем анализа всего разнообразия представленных в современном бизнес-пространстве интернет-магазинов проводится их классификация по методике ведения бизнеса и типу платформы; виду организации продаж и торговой деятельности; товарному ассортименту и типу отношений с поставщиками. Предложенная классификация позволяет: определить весь спектр интернет-магазинов; упорядочить данный инструментарий; облегчить поиск и обоснование выбора оптимальных методов цифровой трансформации бизнеса.

Биографии авторов

Н. Г. Соколова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления организацией

О. В. Титова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры дистанционных технологий

Библиографические ссылки

Бадртдинова И. И. Сущность электронной коммерции и особенности ее развития в России // NovaInfo. 2016. № 46. С. 216-223. URL: https://novainfo.ru/article/6400 (дата обращения: 04.04.2024).

Бадртдинова И. И. Сущность электронной коммерции и особенности ее развития в России // NovaInfo. 2016. № 46. С. 216-223. URL: https://novainfo.ru/article/6400 (дата обращения: 04.04.2024).

Сущность, понятие, правовая основа и основные атрибуты электронной коммерции / Е. В. Зенкина, С. Л. Озеров, А. Ж. Якушев, А. К. Захаров // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3, № 10 (118). С. 45-56. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.10.03.005. EDN: USYAUL

Бадртдинова И. И. Сущность электронной коммерции и особенности ее развития в России // NovaInfo. 2016. № 46. С. 216-223. URL: https://novainfo.ru/article/6400 (дата обращения: 04.04.2024).

Сущность, понятие, правовая основа и основные атрибуты электронной коммерции / Е. В. Зенкина, С. Л. Озеров, А. Ж. Якушев, А. К. Захаров // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3, № 10 (118). С. 45-56. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.10.03.005. EDN: USYAUL

Фэн Ц. Концепция электронной коммерции и связанные с ней теории // Горизонты экономики. 2024. № 1 (81). С. 123-133. EDN: XGFKDX

Электронная коммерция и интернет-бизнес: проблемы и перспективы / Е. С. Матерова, Д. В. Шидловская, Н. Н. Бадртдинов, Фархат Фаиз // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 10. С. 3703-3718. DOI: 10.18334/ce.17.10.119156

Скворцова Н. А., Ченцова К. Г. Развитие системы электронной коммерции торговых компаний // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2020. № 1 (33). С. 20-24. EDN: XQVPCV

Ядова Н. Е. Трансформация отрасли электронной коммерции под влиянием пандемии COVID-19 в 2020-2021 гг. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 3-1. С. 336-344. DOI: 10.34670/AR.2022.40.96.040. EDN: FAXCCI

Регент Т. М., Глинкина О. В. Рынки электронной коммерции США, России, Китая: перспективы и тренды // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2023. № 1. С. 8-14. DOI: 10.18137/RNU.V9276.23.01.P.008. EDN: PEGEFW

Салихова Р. Р., Семенова С. А., Ахметова А. Л. Роль электронной коммерции в современной экономике // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 105-5. С. 104-106. DOI: 10.18411/trnio-01-2024-233. EDN: SIQXIP

Макеева Т. С. Электронная коммерция: что это, принцип работы, виды электронной коммерции // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 2. С. 20-25. EDN: MHJQTN.

Тихая А. Г. Анализ рынка электронной коммерции // Молодой ученый. 2022. № 21 (416). С. 344-346. URL: https://moluch.ru/archive/416/91501 (дата обращения: 26.08.2023).

Key Figures of E-Commerce || Ключевые фигуры электронной коммерции. URL: https://www.statista.com/markets/413/topic/544/key-figures-of-e-сommerce/#overview (дата обращения: 04.04.2024).

Рутковская В. С. Цифровая трансформация мировой экономики: регулирование электронной коммерции в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 4. С. 2021-2034. DOI: 10.18334/vinec.12.4.116334. EDN: KDAEAM

Трушин В. Глобальное развитие e-commerce. URL: https://rgud.ru/documents/2020-IPG.Research_E-commerce.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

Adindex Market. URL: https://adindex.ru/adindex-market/7/ecommerce/153781.phtml (дата обращения: 26.08.2023).

Рутковская В. С. Цифровая трансформация мировой экономики: регулирование электронной коммерции в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 4. С. 2021-2034. DOI: 10.18334/vinec.12.4.116334. EDN: KDAEAM

Соколова Н. Г., Титова О. В. Интернет-опросы в управлении маркетингом: возможности, достоинства и недостатки // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21, № 2. С. 90-95. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-2-90-95. EDN: XPTZUT

Загрузки

Опубликован

09.07.2024

Как цитировать

Соколова, Н. Г., & Титова, О. В. (2024). ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(2), 76–87. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-76-87

Выпуск

Раздел

Статьи