ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы

  • С. В. Береснева Уральский государственный горный университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-2-12-19

Ключевые слова:

методология социологии управления, социология образования, управление образованием, социально-профессиональная среда, дополнительное профессиональное образование

Аннотация

Статья посвящена анализу теории и методологии управления дополнительным профессиональным образованием (ДПО) с позиций социологии управления в условиях современных социально-экономических трансформаций. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации образовательных систем к динамично меняющемуся рынку труда, требующему от специалистов самоорганизации, критического мышления, цифровой грамотности и способности к непрерывному обучению. Дополнительное профессиональное образование рассматривается как ключевой инструмент формирования человеческого капитала и обеспечения профессиональной мобильности. В основе исследования лежат научные труды по социологии управления (Н. Л. Захаров, Е. М. Бабосов, В. В. Щербина и др.), классиков социологии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. К. Мертон), а также эмпирические данные. Применены методы сравнительного и критического анализа, теоретического моделирования, концептуального синтеза и социального прогнозирования. Особое внимание уделено трехуровневой структуре социологии управления (эмпирия, теория среднего уровня, методология), которая позволяет изучать ДПО через социологические исследования, учитывать мотивацию слушателей и разрабатывать адаптивные образовательные программы. Статья раскрывает методологические основы управления ДПО, включая тектологический подход А. А. Богданова, системный анализ и популяционную экологию. Подчеркивается необходимость интеграции ДПО с рынком труда, разработки междисциплинарных программ и преодоления институциональной инерции. Рассматриваются модели ДПО, такие как корпоративная модель РГПУ им. А. И. Герцена и межвузовская кооперация, направленные на повышение квалификации и профессиональную социализацию. Результаты подчеркивают многокомпонентность управления ДПО, требующую учета профессиональных, социокультурных и психолого-педагогических аспектов для подготовки специалистов, способных адаптироваться к современным вызовам.

Биография автора

С. В. Береснева, Уральский государственный горный университет

аспирант

Библиографические ссылки

Ирхина И. В., Кравец А. О. Анализ современных моделей дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в университетах // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2022. Т. 41, № 3. С. 496-508. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-496-508

Арджирис К. Организационное научение / пер. с англ. Москва : Инфра-М, 2004. XLIII, 563 с. ISBN 5-16-001810-7

Интеграция ресурсов общего, профессионального и дополнительного профессионального образования как фактор успешности в реализации современных образовательных проектов / В. Н. Шелудько, О. Н. Ковальчук, А. А. Минина, С. Т. Сидоренко, И. Ю. Соловьев // Инновации. 2018. № 10. С. 3-6. EDN: YTENDN

Береснева С. В. Специфика социально-профессиональной среды потребителя ДПО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 3 (75). С. 206-211.

Parsons T. Theories of Society: foundations of modern sociological theory. NewYork : FreePress, 1961. 1479 p.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесл. Л. Б. Гофмана. Москва : Наука, 1990. 575 с.

Игнатьева И. Ф. Понимание социальной сферы в социальном менеджменте // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2013. № 6. С. 132-139.

Котлярова И. О. Развитие инноваций в дополнительном профессиональном образовании // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. № 3. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped210301

Формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы / Е. И. Демидова, С. Е. Гришин, Л. В. Константинова, Т. Н. Митрохина // Власть. 2019. № 4. С. 46-50. DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6584. EDN: LWFTGW

Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. Москва : АСТ ; Хранитель, 2006. 873 с. ISBN 5-17-029089-6

Хэннан М., Фримен Дж. Популяционная экология организаций / пер. Г. Б. Юдин // Экономическая социология. 2013. № 2. С. 42-71.

Сетров М. И. Основы функциональной теории организации: философский очерк. Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. 164 с.

Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов, А. В. Воронцов, М. Б. Перфильева, А. В. Прокофьева, А. Ю. Внутских // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2023, вып. 2, с. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU

Зборовский Г. Е. Избранное: 1972-2022. Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2023. 749 с. EDN: QBDVAG

Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 56-66. DOI: 10.31857/S013216250009420-5. EDN: EOAJUW

Загрузки

Опубликован

06.07.2025

Как цитировать

Береснева, С. В. (2025). ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(2), 12–19. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-2-12-19

Выпуск

Раздел

Статьи