ТЕОРИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТИ НА СТЫКЕ ЛИНГВИСТИКИ И СЕМИОТИКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-2-96-102Ключевые слова:
семиотика, лингвистика, инфографика, техносимволика, речевая коммуникация, мультимодальностьАннотация
Статья посвящена изучению концепции мультимодальности, рассматриваются ее основные характеристики и теоретический аппарат новой отрасли «мультимодальной» лингвистики и семиотики. Высказан ряд соображений о «модусах» («модальностях») и «мультимодальных ансамблях ». Подчеркивается, что сегодня традиционные феномены мультимодальности дополняются и преобразуются благодаря бурно развивающимся коммуникативным технологиям, подразумевающим активное усиление технических средств создания, передачи и обработки сообщений. Систематизируются мультимодальные ансамбли или комплексы на основе краткого описания используемых ими коммуникативных языков или знаковых систем. Особое внимание уделяется техносимволике, куда входят разные группы знаков, имеющие разное происхождение . Описано деление языков, участвующих в феномене мультимодальности, на естественные, художественно-графические и визуально-технические . Представлена функциональная типология мультимодальных текстов-комплексов: экспликативные и импликативные знаковые ансамбли. Изучены особенности теории мультимодальности в контексте преподавания иностранных языков в техническом вузе. Отмечена специфика иноязычной подготовки будущих специалистов, связанная с ее направленностью на выяснение отношений между понятиями в среде родного языка, иностранного языка, в межкультурной двуязычной среде. Сделан акцент на необходимости учета в обучении не только понятийной формы, но и комплексного характера знаковых моделей в инженерной практике, присутствии в них, помимо вербальных языковых структур, экстралингвистических элементов. Описаны преимущества мультимодального подхода к представлению информации на иностранном языке. Приведены примеры реализации теории мультимодальности в образовательном процессе с помощью метода инфографиков, создания и контроля мультимедийных презентаций посредством коммуникативной технологии сторителлинга, направленной на порождение мультимодальных сообщений. Сделан вывод о том, что в эпоху цифровизации концепция мультимодальности все интенсивнее приобретает интегральную сущность, пополняясь разными, но при этом взаимосвязанными и дополняющими друг друга элементами.Библиографические ссылки
Куницына О. М. Мультимодальность и основы визуальной лингвистики в работах Х. Штекла // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 9. C. 2838-2842. DOI: 10.30853/phil210442. EDN: YQIQMM
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 272 с. ISBN 978-5-9165-7507-1
Абрамовских Е. В., Ильичева М. А. Методика создания инфографики в профессиональной подготовке магистранта гуманитарного вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2020. Т. 13. Вып. 6. C. 308-315. DOI: 10.30853/filnauki.2020.6.58
Lim Fei Victor. Developing a systemic functional approach to teach multimodal literacy // Functional Linguistics 5. 2018. Pp. 1-17. DOI: 10.1188/s40554-018-0066-8
Крылов Э. Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Изд. 2-е, исправ. и доп. : монография. Ижевск : Изд-во УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2023. 386 с. ISBN 978-5-7526-1013-4. EDN: ECTYRK
Архипова Е. И. Лексическая компетенция как интегративная речевая основа в обучении иноязычному профессиональному общению : монография. Ижевск : Изд-во УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2023. 192 с. ISBN 978-5-7526-1009-7. EDN: XAXGRL
Архипова Е. И., Ерохин А. В. Мультимодальность в преподавании иностранного языка в техническом вузе: опыт ИжГТУ имени М. Т. Калашникова // Вестник НГПУ. № 2 (50). Июнь 2024. Спецвыпуск. Ч. II. С. 55-58.
Архипова Е. И., Железнова Ю. В. Когнитивные аспекты терминологии маркетинга // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29, № 5. С. 773-777. DOI: 10.35634/2412-9534-2019-29-5-773-777. EDN: ZRXJYA
Гафарова Г. В. Когнитивный аспект представления лексики в функционально-семантическом словаре : автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 1996, 157 c. URL: https://www.dissercat.com/content/kognitivnyi-aspekt-predstavleniyaleksiki-v-funktsionalno-semanticheskom-slovare (дата обращения: 17.02.2025).
Серёгин Д. С. Эмодзи - способ невербального общения // IN SITU. 2024. № 6. С. 101-103.
Космарская И. В. Формирование строевых элементов письменной интернет-речи (на материале смайлика и эмодзи) // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021. № 3 (845). С. 110-121. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_3_845_110. EDN: MPVVGC
Воякина Е. Ю. Визуализация современной цифровой коммуникации: эмодзи вместо слов // Преподаватель XXI век. 2023. № 2. Ч. 2. С. 392-404. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-392-404. EDN: HHRWZE
Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-100. EDN: XCGBMF
Hg. v. N.-M. Klug u. H. Stöckl. Handbuch Sprache im multimodalen Kontext. Berlin, Boston, Walter de Gruyter, 2016. ISBN 978-3-11-029574-0
Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-100. EDN: XCGBMF
Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-100. EDN: XCGBMF
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Е И Архипова, А В Ерохин

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.